Как же тяжело после покатушек собраться с мыслями и что-то написать. Голова всё еще дышит горным воздухом, натренированные четырехкилограммовыми ботами ноги по прежнему несут вперед, а душа просит продолжения банкета. Чашечка американо сделала свое дело – я прекрасно провел выходной вечер, предаваясь воспоминаниям и настукивая на клавиатуре текст о самом дальнем и загадочном регионе катания Андорры – Ordino Arcalis (Ордино Аркалис). Полная информация о курорте представлена на официальном сайте, там же расписание мероприятий, стоимость проката и скипасса, карта зоны катания и другая полезная информация.
Приключения продолжаются
Настоящей новогодней историей стала наша попытка добраться до дальнего горнолыжного кардона Андорры – курорта Ordino Arcalis. На остановках автобуса в GrandValira найти схему маршрутов практически невозможно. В итоге мы руководствовались единственной информацией о том, что автобус L1 ходит по городу, L2 – до GrandValira, L3 – в Soldeo, L4 – в Pas de la Casa. Значит L5 и L6 едут в сторону Pal Arinsal и Ordino Arcalis, куда же еще? Логика продолжала подсказывать – раз Аркалис дальше, значит в Pal Arinsal едет L5, а в Ordino L6. Взятая на ресепшн отеля карта подтверждает, что развилка Pal Arinsal <> Ordino Arcalis находится в La Massana.
Встаем пораньше, ехать не ближний свет. L5, L6 стартуют в центре Ла Вельи. Берем лыжи и ботинки, тащим их на гору в центр деревни. Автобус L6 подошел довольно быстро, на всякий случай спрашиваю: «Ordino Arcalis?». «Si Si» — отвечает женщина водитель. В чем то подвох. Показываю ей схему горнолыжки Ордино Аркалис, в ответ машет головой и говорит, что туда не едет. Как же так? Ордино си си, а Аркалис но но? Скоротечную испанскую речь пытаться понять невозможно, но на слово Ordino реагирует однозначно, определенно соглашаясь. Приезжаем на конечную L6 в Ордино, следуем по указательному персту шефа на остановку красного цвета, изучаем информацию. Обращаю внимание на автобус BUSNocturn, который предназначен для развоза и сбора любителей ночных развлечений.
Оказывается в Аркалис ходят только бесплатные автобусы четыре раза в день (два с утра и два вечером), что безусловно сказывается на малом количестве народа на склоне. В отличие от рейсовых автобусов — они развозят лыжников и сноубордистов по гостиницам. Как всё просто, если знать. Красные – это остановки бесплатного автобуса, вот только где этот цвет и расписание в столице? Маршрут понятен как и то, что до ближайшего автобуса около часа. Чуть выше остановки большой паркинг, на котором разворачиваются автобусы и стоят авто местных жителей и приезжих. Чудо! в минивен садится группа из пяти иностранцев. «Ребятки, в Аркалис? не подвезете?». Дружелюбные любители зимнего спорта ответили: «Конечно, только есть одна проблема – мы не знаем сколько человек дойдет из отеля». Весело, не только мы отдыхать умеем. Ждем. На нашу печаль пришло еще трое. Делать нечего – достаем отложенную на обед сигару, окуриваем местные достопримечательности.
Историческая справка по Ордино
Ordino – настоящая жемчужина Андорры. Романские церкви, старинные особняки и каменные мостовые в обрамлении величественных гор снискали этому городку славу самого романтичного места в Андорре. Здесь проводятся концерты классической музыки, а в ресторанчиках подают блюда национальной кухни. В Ордино есть 3 музея: краеведческий, миниатюры и иконографии. Для горнолыжников и местных жителей построен современный спортивно-развлекательный комплекс, в котором можно поплавать в бассейне, полежать в джакузи, попариться в сауне, поиграть в сквош, боулинг, бильярд или просто посидеть в баре. Ресторанчики, предлагающие великолепные блюда местной кухни, и нисходящее умиротворение позволяют надолго забыть о тяготах жизни. Идеальное место для релаксации. Приведено описание по данным сайта turoved.ru.
Если есть те, кто приехали на пару недель, в отличие от нашего семидневного трипа, рекомендую разбавить катание прогулками по Ordino и La Massana с посещением уютных кафе и достопримечательностей.
Долгожданный Аркалис. Прокат оборудования
Первые мои каталки в 2005-2007 проходили на купленных с рук лыжах. Зачем покупать новые, когда не знаешь понравится или нет… После трех поездок я понял, что лучшей альтернативы зимнему отдыху для меня не существует и начал думать о покупке собственной пары. Как нельзя кстати пришел совет друга: «зачем приобретать свои лыжи, когда недельный прокат топовых (для любителя) лыж обойдется в 100…150 евро». В самом деле, арифметика была проста: новые вместе с креплениями стоят от 500 + возить + не дай бог перевес (некоторые авиакомпании чудят и включают вес лыж с ботами в общий вес багажа) + 20..40 евро за сервис после каталки (чтобы не ржавели, канты были острыми и скользячка радовала). Получается окупаемость лыж минимум 3 сезона, а то и все 5. С моим недельным катанием в сезон меня вполне устраивало ездить налегке, подтрунивая над товарищем как много у него мороки.
Почему говорю о счетоводстве в прошедшем времени, да потому что оно относилось к курсу евро 40 руб./евро, который сейчас необходимо умножать минимум на 2. Одним из практических результатов поездки можно отметить желание пересмотреть собственный взгляд на прокат. За 6 дней катания я потратил около 130 евро, еще и курс подсуропил заминусовав мой капитал на 12 тысяч российских рублей.
Итак Arcalis – самый маленький регион катания в Андорре. По сравнению с GrandValira и Pal Arinsal трасс намного меньше, поэтому цены на ски-пасс и аренду оборудования немного ниже. Аренда пары лыж на день класса Standart будет стоить от 16,5 евро, класса Gold – от 26,5. Будет неправильным не пояснить о каких классах идет речь. Заранее приношу свои извинения за дилетантский уровень познаний за столько лет катания: Standart – вы получите комплект карвинговых или new school лыж, а Gold – спортивные, фрирайдовые или скикросс модели.
Отмечу, что в реалии цены на прокат отличаются в лучшую для клиента сторону. Я отдал за лыжи класса Gold 23 евро вместе с палками. Выскажу слова огромной благодарности в пользу проката, так как это единственное место в Андорре, где мне предложили напарафиненные лыжи. Когда сервисмен показал мне оборудование со словами «вот это тебе понравится», я вежливо улыбнулся как это делают в ресторане при дегустации свежеоткрытой бутылки вина… Но когда он провел ногтем по скользячке и на лыже проявилась парафиновая волна, моя радость стала искренней. Вспомнил Французский Тинь, где на прокат всегда давали идеальные лыжи. Подробный расклад по прокату приведен на картинке, которая получена с официального сайта курорта.
Кстати, ботинки и даже рюкзак можно оставить прямо в сервисе и абсолютно бесплатно в отличие от шкафчика в ValGardena, который обошелся бы в 1 евро. Для порядка сервисмен обратил внимание, что народа мало и места есть, но думаю они будут всегда. Судя по полкам, сушка в прокате тоже есть. Поэтому при желании откатать регион повторно можно будет облегчить свою ношу. Для активных лыжников будет интересен сезонный абонемент.
Билет на гору — ски-пасс
Цены на ски-пасс в общей логике меньшего по размеру региона: для взрослого заветная карточка в высокий сезон обойдется в 36 Евро, ребенку до 15 лет – в 29 Евро. В низкий сезон и того меньше: для взрослого 29,5 Евро, для ребенка – 24 Евро. Расклад по стоимости покатушек приведен на картинке, на официальном сайте доступна полная информация по стоимости ски-пасса.
Зона катания
Горным массивом между Pic D`Arcalis (2776 м) и Les Portelles (2562) Аркалис разделен на две зоны катания. Первая половина преимущественно находится на северных склонах с елками и большая часть прячется в тени, вторая – представляет собой чашу с прекрасными видами и зоной для фрирайда. Холодные склоны обладают большим преимуществом – снежный покров держится значительно дольше, чем в GrandValira и Pal Arinsal. Аркалис славится разнообразием трасс для лыжников среднего уровня Аркалис выгодно отличается от всех горнолыжных мест Андорры. За наличием снега и состоянием трасс удобно наблюдать с веб-камер сайта andorramania.com. К сектору Arcalis относится вот эта веб-камера. Заранее приношу извинение, если изображения не будет. Веб-камеры регулярно отключают, скорее всего из-за непогоды или ночного времени суток. Карту с привязкой Аркалиса к другим регионам катания можно посмотреть по этой ссылке.
Расположенные в первой половине красные трассы L`Estadi, L`Avetar, El`Bosc и L`Hortell имеют хороший уклон и ширину. Первые две вполне потянут на черные. Катать их лучше до обеда, под солнечными лучами. Ближе к вечеру они спрячутся в тень и набирать скорость станет некомфортно. Именно в этом регионе находится скоростной спуск Estadi d`Eslalom с флажками. Хорошо продуман момент с синими трассами и зоной катания для детей – они не пересекаются с красными и между собой, поэтому катающиеся с разным уровнем отдыхающие друг другу не мешают. В некоторых заметках можно встретить упоминание о бордеркроссе для сноубордистов и современном snow-park с half-pipe и трамплином. Мы этого, к сожалению не застали.
Последний участок креселки La Basera затягивает на вершину со скальным участком. На моей памяти это единственное место на горных курортах Андорры, где лыжники и сноубордисты пролетают так близко к гладким и обрывистым камням.
Отмечу черную трассу La Portella D`Arcalis, которая стартует между камнями и проходит по пухляку. На этом склоне вы сможете на свое усмотрение спрофилировать спуск, ширина склона и разнообразные выкаты позволяют экспериментировать. Выход на черную La Canal Gran мы не обнаружили, вероятно он завуалирован затяжным поворотом Les Tarteres или банально был закрыт.
Вторая половина курорта – место для фотосессий в любую погоду. Некоторые спуски настолько пологие, что можно не выпускать фотоаппарат из рук. Самая длинная трасса Аркалиса протяженностью 8,5 км начинается именно здесь. Разок проехаться по ней интересно, тем более она приведет к самому началу. Но местами придется толкаться палками. Главный бонус этой половины – наличие внетрассовых спусков. Достаточное количество снега «на обочинах» практически всех синеньких и красненьких – настоящее раздолье для любителей поковыряться. Немного неожиданной оказался спуск El Mur. Прекрасно отратраченный старт завершался необработанным острым выкатом после пригорка. Настоящая неожиданность заставила конкретно перетормаживать дабы не улететь в неконтролируемый полет.
Но настоящая изюминка всего Аркалис именно здесь — четырехместная креселка Creussans, которая завозит на самую высокую точку горнолыжки Андорры Cota высотой 2625 м и венчает крупнейший фрирайд регион катания Freeride Arcalis. Впрочем именно она стала основной печалью нашей поездки, так как была по непонятным причинам закрыта и заветного андоррского пухляка мы не изведали…. Может это было связано с рекламой Arcalis Freeride WorldTour на каждом столбе, который планировался на следующие дни. Допускаю, что несмотря на прекрасную погоду, организаторы берегли снег для мероприятия. Как проходил этот тур можно посмотреть по ссылке. Порадуемся за русского Ивана, который в номинации мужские лыжи занял третье место.
У меня сложилось впечатление, что в силу расположения и размера курорта в Аркалис лучше в ехать на третий или четвертый день катания, когда ноги немного ноют и хочется отдохнуть. Много сил на курорте не оставите, а посмотреть есть на что. Ехать в непогоду большого смысла не вижу – в основной зоне будет прохладно и темно, а на открытой площадке большого удовольствия не получите, пару красных горок не дадут должным образом согреться. Есть одно исключение – если повезет и подъемник во фрирайд зону будет открыт, то погода значения не сыграет, поскольку ковыряться в пухляке мягко и радостно при любой обстановке.
Предлагаю посмаковать панорамы Акркалиса. Зимняя.
И летняя на тот же горный хребет. Почувствуйте разницу.
Перекус
Отдельно расскажу о кафешке около подъемника Creussans. Внутри она приспособлена к быстрому обслуживанию и по большому счету напоминает столовую, снаружи традиционно расположены столики и разбросаны пуфы для желающих позагорать. Когда солнце окончательно припекло и ветер стих, мы решили получить порцию загара именно здесь. Наученные на GrandValira горьким опытом по употреблению растворимого недокофе из пакетика убедились, что нормальной кофемашины на улице нет.
«Самое время отведать настоящего горячего шоколада» — подумал я и тут же отбарабанил в сторону суетящейся девушки заученную фразу: «chocolate caliente, por favor». «esperar un minuto» – греющей улыбкой откликнулось симпатичное создание. Но согреться было не суждено – наполнившая полный стакан вязкая струйка оказалась холодной и с сожалением мне предложили сходить внутрь кафе, к другому аппарату. Повторно нести свои ноги в помещение я не захотел, поэтому довольствовался солнечной ванной под картошку фри за 2,5 евро – не так и дорого.
Хочу отметить мясные блюда ресторана, которые содержали в своем имени название курорта. Бургеры и целые куски мяса вкупе с картошкой фри и листьями салата радовали глаз и были весьма аппетитны. Немного на горе мест, где можно урвать сытный кусочек мясо. Единственный минус таких перекусов в том, что кататься после них совсем неохота.
Дорога в Аркалис
Чтобы не отрывать от содержательной части рассказа фотографии дороги из Аркалиса в Ордино привожу в конце – смакуйте! Забытый в отеле фотоаппарат заставил делать снимки с телефона, тем не менее часть эмоций от увиденного получить можно. Рекомендую по пути в Аркалис сидеть слева – в сторону ущелья, а по пути обратно справа. Нам повезло больше всего – предпоследний автобус задержался на полчаса и мы выехали в 16:30. К тому же, еще было светло и удалось сесть на первый ряд с панорамным лобовым стеклом.
Дорога до GrandValira с обязательной остановкой в La Massana займет более часа, поэтому ехать на последнем free-bus в 17:30 не рекомендую: темно и после катания тяжело.
No Comments